ЧТОБЫ ДОЙТИ ОТ ЗДАНИЯ ОПЕРЫ

ЧТОБЫ ДОЙТИ ОТ ЗДАНИЯ ОПЕРЫ на проспекте Анд-раши до здания Музыкальной академии на площади Листа, нужно миновать один перекресток и повернуть направо. Недалеко. Оба здания построены во времена империи, при Франце Иосифе. Оба — для музыки. Но…

Вестибюль и зал Оперы — торжество буржуазности в чистом виде. Золото, бархат. Резные дубовые панели. Нимфы и музы. Орнаменты в стиле итальянского Ренессанса. Видно, что строили и украшали здание люди, которые знали, что хорошо, а что плохо, одно с другим не путали, к мастерству относились с уважением, полагали необходимым соблюдать приличия и умерять мечтания рассудительностью. Повсюду цитаты из греков и римлян — античность все еще понимается как вневременная и вненациональная норма, вроде эталона метра н Международном бюро мер и весов, учрежденном, кстати, через год после того, как Миклош Ибль начал проектирование Оперы. Эталон Абсолютной Эстетической Истины мог бы занять место рядом. Все добротно, обстоятельно, богато. На своем месте, как города, дороги и подданные в хорошо организованной империи. В империи реальной далеко не все было в порядке, и поводов для критики и сетований она давала сколько угодно. Но имелся же перед глазами и идеал, наглядно явленный в здании Оперы: роскошно, солидно, основательно.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>